Психологическое здоровье дошкольника и телевизор
16 ноября 2018
Трудно себе представить жизнь современной российской семьи без телевизора.
Телевидение - это окно во внешней мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Дошкольники от 3 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад.
Возможно, мы услышим голоса оппонентов: « Ну и в чем проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!» Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это « окно».
В – первых – необходимо учитывать особую внимательность детей и способность детской психики к внушению. Взрослый может быть и не заметит каких либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, может беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во – вторых – нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
В – третьих – необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей. На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3% эфирного времени ( если сравнить с рекламой, то ей – 23 %). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа « Спокойной ночи, малыши!» Кроме того, телевидение способствует и интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в 8готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа.
Большинство родителей отмечают, что их дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремление самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей, замедляется их развитие речи и мышление. Это приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу.
Чтобы телевизор имел только положительные аспекты в воспитании ребёнка, родителям нужно помнить:
1. НЕ поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и заняться в это время своими делами.
Помните: что психика ребёнка формируется в совместной деятельности с взрослым.
2. Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Не более 20 минут в день
3. Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
4. Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных мультфильмов, фильмов и передач. Важно понять, что он чувствует, как он бы поступил, в той или иной ситуации.
Таким образом признавая огромную роль телевизора в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых, и сделать всё возможное чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
Боярских Л.Г.
Свежие публикации данной категории
29 октября Электробезопасность
29 октября Опасный лёд
19 марта Безопасность детей: критический анализ и защитные меры
15 марта Полиция предупреждает
7 марта Правила поведения на водоемах в весенний период
7 марта Осторожно сосульки
28 февраля ПОЛИЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
12 февраля Лжесотрудник ФСБ
26 декабря 2023 Мошенники
12 декабря 2023 «О повышении уровня финансовой киберграмотности»