Игры и упражнения для развития фонематического слуха
9 февраля 2018
Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.
Примеры загадок «Доскажи словечко»
Хитрая плутовка, В подполье, в каморке,
Рыжая головка, Живёт она в норке,
Пушистый хвост-краса. Серая малышка.
Кто это? (Лиса) Кто же это? ( Мышка)
Пышный хвостик торчит с Он всю зиму в шубе спал,
верхушки, Лапу бурую сосал,
Что за странная зверюшка? А проснувшись, стал реветь,
Щелкает орехи мелок. Это зверь лесной… (Медведь)
Ну, конечно, это … (Белка)
Мчится что есть духу, За рекой в лесу росли,
Хвост короче уха. Их на праздник принесли,
Живо угадай-ка. На веточках - иголки.
Кто же это? (Зайка) Что же это? ( Ёлки)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (Кот)
Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.
Тˈ, Л
Тили-тили-тили-бом –
Загорелся кошкин дом!
Тˈ
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка бывал,
Пичужку поймал.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Т
Аты-быты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Л
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
К маленькой ……..
Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.
Игра «Обгони»
Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.
Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:
Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать успела.
После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.
Игра «Дождик, дождик»
Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:
Дождик, дождик,
Что ты льешь?
Погулять нам не даешь?
После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот,
кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор,
пока не останется один играющий – победитель.
Свежие публикации данной категории
10 ноября 2022 Игры на сотрудничество
9 ноября 2022 Осенняя выставка
4 марта 2018 Как помочь маленькому кусаке?
10 января 2018 Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию
12 декабря 2017 Пальчиковая гимнастика
21 ноября 2017 Развитие произносительных навыков у детей 2-3 лет
21 сентября 2017 Как снять напряжение после детского сада.
30 августа 2017 Как приучить ребёнка к детскому саду?
23 апреля 2017 «Чтение художественных произведений и беседы по содержанию прочитанного»
19 декабря 2016 Как встретить Новый год с ребёнком.